Авто сайт
Добавить в избранноеГлавнаяОтправить письмо администрации порталаКарта сайтаФорумы
Добавлено: 12.12.2006


Известно: опытный водитель редко прибегает к экстренному торможению. И все же, как ни старайся, аварийные ситуации случаются с каждым, кто проводит большую часть жизни за рулем. Тогда – педаль тормоза в пол и дай бог остановиться до препятствия.

Конструкторы постоянно совершенствуют тормозную систему. Прогресс за полвека заметный: если раньше для остановки со 100 км/ч требовалось метров 60, то сегодня не редкость 40 м, а иным образцам достаточно и меньше! Важной вехой стало появление в 1978 году антиблокировочной системы (АBS), препятствующей полной блокировке колес. Каким образом?

Как известно, максимальная сила трения покоя больше силы трения скольжения. Значит, если колесо проскальзывает относительно дороги, возможное тормозное усилие меньше, чем в случае качения без юза. Кроме того, если некоторое тело скользит по другому, то исчезает трение в поперечном направлении. Следовательно, автомобиль, идущий юзом с заблокированными колесами, неуправляем и даже слабый боковой толчок может закрутить его «волчком». Поэтому опытные водители умудряются сохранить самообладание и тормозить прерывисто, давая колесам проворачиваться. АBS с ее бесстрастным электронным «мозгом» помогает в первую очередь новичкам. Датчики вращения колес передают контроллеру информацию, а он периодически ослабляет тормозное усилие, не позволяя колесам полностью остановиться. Тормозной путь укорачивается, к тому же автомобиль остается управляемым, так что у водителя есть шанс изменить траекторию даже при полностью нажатой педали тормоза.

Схема привода тормозов с АBS: 1 – электрогидравлический блок с клапанами, насосом и электроникой; 2 – датчики скорости вращения колес.

АBS последнего поколения способны на большее. Дополнительные датчики углового ускорения и угла поворота баранки позволяют контролировать соответствие реальной траектории движения и той, что задана водителем. Если они расходятся, АBS «доворачивает» машину, притормаживая одно или два колеса.

Кроме того, на машинах с АBS теперь ставят и так называемый «брейк эссист» – устройство, автоматически увеличивающее силу нажатия на педаль в случае экстренного торможения: заноса-то можно не бояться!

За годы, прошедшие с момента изобретения АBS, ее узлы становились все меньше, легче и… интеллектуальней.

Если вы собираетесь покупать автомобиль, для которого АBS предусмотрена как опция, настоятельно рекомендуем на ней не экономить. И не только в силу нижеизложенного. У машин, спроектированных под АBS, «в базе» тормоза порой оказываются менее эффективными, чем даже у более старых автомобилей, разработанных без учета этой системы.

Если вы решили самостоятельно обслуживать автомобиль с ABS, помните: в гидравлических магистралях довольно долго остается значительное давление. Чтобы сбросить его, необходимо раз 20 нажать на тормоз при выключенном зажигании. Только потом можно откручивать штуцера.

Глобальный вопрос: а нужна ли вообще АБС в России? Вот специалисты Renault не сомневаются: нужна всем! Они это доказали весьма просто - собрали народ, плохо знакомый с системой, и дали покататься. Результат обобщили... А что с дорогами?

Странный, вроде, вопрос: разве можно сомневаться в АБС? Раз "буржуи" пользуются, почему же нам нельзя? Тоже хотим, чтоб педаль дрожала. Вон у них целые эксперименты проводятся. Говорят, что хорошо тормозить без юза.

Специалисты Renault знали что делали. В их эксперименте участвовали 100 водителей безо всякой специальной подготовки, причем не ездившие до этого на машинах с АБС. Для начала всех их разделили на четыре группы по 25 человек. Первой группе дали машины без АБС; вторая получила машины с системой, но не знала об этом; третьи знали, что едут на машинах с АБС; а четвертые получили небольшой урок по пользованию "электронным помощником".

Дальше для всех смоделировали типичную ситуацию. Водитель подъезжает к перекрестку на скорости 100 км/ч, как вдруг наперерез выскакивает машина (надувная), преграждающая путь. Тест показал: присутствие АБС в авто не меняет поведения водителя при резком маневре. Все попытались, затормозив, объехать "подсадную". При этом 37% повели себя верно (из первой группы - 17%). Но половина тех, что были обделены АБС, заблокировали колеса - и эффект маневра пропал. В то время как у обладателей АБС доля эффективных маневров достигла 64%.

Тем не менее избежать столкновения не смог никто. Однако те, кто ехал на машине с антиблокировочной системой, протаранили не самое опасное для пассажиров другой машины место, то есть не двери.

Если же математически представить результаты эксперимента, то получается, что АБС дает в среднем 20% прибавку безопасности и целых 45% для тех, кто умеет грамотно пользоваться преимуществами антиблокировочной системой тормозов.

Все это, конечно, верно, но не во Франции мы с вами живем. Дороги у нас не европейского качества, а потому в России АБС скорее вредна, чем полезна. На неровном покрытии, когда колесо то и дело теряет контакт с дорогой, электроника будет постоянно ошибаться и растормаживать колеса, что кончится печально: машина тормозить практически не будет. Дальше - ясно.

Кроме того, рассол наших дорог приканчивает дорогостоящие датчики за один сезон. Но менять их совсем необязательно. Можно ездить и так. Правда, на многих машинах, где АБС все-таки предусмотрена, тормоза бывают очень чувствительны. Вроде переключателя на две позиции - либо тормозим со всей дури, либо совсем не тормозим. Но привыкнуть можно.

А то, что некоторые модели "Волг" оснащаются этой системой, то это не больше, чем показуха - мол, и у нас есть.

Кстати, любопытная статистика. При выборе комплектации всеволожского Ford покупатели чаще всего отказывались именно от АБС, предпочитая другие навороты. Считают, что не очень нужно. И правильно делают.

Экскурс в историю

28 лет исполнилось в этом году первой автомобильной антиблокировочной системы тормозов (АБС), разработанной компанией Bosch. На серийном автомобиле АБС появилась в 1978 году - покупатели Mercedes S-Class могли заказать эту систему в качестве опционального оборудования. Чуть позже аналогичная система появилась и у конкурента S-Class - BMW 7-Series.

Напомним также, что патент на "механизм превентивного блокирования колес моторизированных транспортных средств" был получен компанией Bosch еще в 1936 году. Однако долгое время испытания систем подобного оканчивались неудачей - устройство оказывалось слишком сложным и работало слишком медленно. И только в 70-ых годах прошлого века, благодаря бурному развитию технологий, компании Bosch удалось построить работающую версию АБС. Кстати, сейчас системы подобного рода используются не только на автомобилях, но и на железнодорожном транспорте и даже на самолетах.


(c) "За Рулем" (www.zr.ru)

Оценка: 3.03 (оценок: 59)
Оценить:

vasiliy:  (2009.11.12 20:32)
АБС это хорошее изобретение я доволен
+  0  цитировать сообщить модератору

Григорий:  (2010.11.11 15:38)
Только обладатели примитивных тормозов могут говорить о бесполезности тормозов с ABS,тем более с + EBD.Консерваторы рулят.
+  0  цитировать сообщить модератору

Добавляю свой комментарий
Ваше имя:
Комментарий:
» Смайлы 
Анти-спам:
 
обновить изображение
Введите код изображенный на картинке: