В связи со сложившейся в стране экономической ситуацией, россияне стали предпочитать автомобили отечественного производства. Но кризис - это не единственная причина, по которой наш человек стал отдавать свое предпочтение российским авто. Каковы же другие причины такого выбора?
На протяжении всего своего существования, российский автопром зарекомендовал себя как крайне не надежный производитель не очень качественных машин, о чем открыто свидетельствуют его продукция, народная «классика» ВАЗ-2106 и молодежная ВАЗ-21099 на веки останутся в нашей памяти. Но, на протяжение последних 3-х лет, наблюдаются серьезные сдвиги в разработках и производстве новых моделей, появление таких автомобилей как «Калина» и «Приора» резко подняло статус АвтоВАЗа. Изначально «Калину» восприняли как предмет иронии, автомобиль вообще был не характерен нашему автомобилестроению: улучшенная аэродинамика, электроусилитель руля, тихий двигатель и неплохая внешность, а в кузове универсала вообще смахивает на VW Golf 3. Некоторые подумали, что наконец-то и наши стали выпускать неплохие машины, но оказалось иначе.
Первые авто этой серии были откровенно «сырые», зазоры между элементами кузова с палец толщиной, ЭУР откровенно «глючил», обивка дверей и торпеда начинали дребезжать после полугода эксплуатации. Сейчас ситуация улучшилась, завод наработал технологии и качество немного выросло. Подобная картина наблюдалась и с «Приорой», по началу машину восприняли как модернизированную «десятку», но, разглядев «шедевр» получше, было обнаружено множество конструктивных отличий, из них: специально разработанный 98-сильный двигатель, АБС, парктроник, подушки безопасности, наконец, кондиционер! Такого наш автопром еще не видел. Первые машины тоже немного были сыроваты, но через пол года производства многие недочеты были устранены. Цены выросли в соответствии с комплектацией и вплотную приблизились к иномарочным.
Встает вопрос, что выбрать? Неоспоримый плюс наших автомобилей - это цены на обслуживание, дешевизна деталей, низкие налоги и пошлины, да и приспособлены они к нашим ухабам. С иномарками ситуация обстоит иначе, обслуживание даже бюджетного авто стоит на порядок дороже, та же ситуация с деталями. Взвешивая все плюсы и минусы, многие отдают свое предпочтение отечественному производителю, а с приходом кризиса тяга к нашему автомобилю увеличивается в геометрической прогрессии. По продажам автомобилей в России, ВАЗ занимает первое место, а топовой моделью стала «Lada Priora», на них сейчас очередь в автосалонах.
Что касается ГАЗа, то тут ситуация попроще, «Волги» и «Патриоты» мало распространены, да и завод в целом существует за счет государственных заказов для министерства обороны, а также «Газелей», которые, тем не менее, постепенно вытесняются корейцами и американцами. Попытка внедрить на рынок «Волгу Сайбер» с 2,4 литровым двигателем пока осталась без особого внимания, российский человек пока не готов платить почти 600 т.р. за отечественный автомобиль, может лет через пять порог недоверия по отношению к ГАЗу будет преодолен.
Стоит проследить следующую тенденцию: объективно, спрос на автопродукцию отечественного производства существенно вырос, это обусловлено ассортиментом предлагаемой продукции, немного возросшим качеством и по-прежнему умеренной ценой. Все больше организаций стали закупать российские автомобили, в том числе и иностранные. Можно отметить и рост продаж нашего продукта и за рубежом, к примеру, всем известный внедорожник «Нива» стал пользоваться в Германии большой популярностью, да и желающих приобрести новую «Калину» оказалось не мало. Сейчас готовится целая серия автомобилей «Приора» в кузове универсал, который пойдет в Европу. Наличие подушек безопасности и экологичный двигатель, соответствующий классу Евро-3, открыли возможность реализации нашей продукции в другие страны. Россию в этом плане теперь смело можно назвать экспортером. Не смотря на экспорт, АвтоВАЗ ставит приоритетом внутренний рынок, в разработке находится новая бюджетная модель, которая полностью заменит устаревшую «классику», планируемое время выхода в свет - конец 2012 года, планируемая цена чуть более 200 т.р.
Подытожим: отечественные автомобили стали завоевывать уважение среди своего народа, что не может не радовать. Продажи внутри страны растут, вероятно, после стабилизации ранка, отечественный автопром еще больше укрепит свои позиции. Существует мнение, что сложившаяся в стране ситуация дала стимул нашему производству, будем надеяться, что на долгие годы.