Авто сайт
Добавить в избранноеГлавнаяОтправить письмо администрации порталаКарта сайтаФорумы
Добавлено: 26.06.2009


Помогут ли камеры в борьбе со взятками?

Взяточничество и коррупция — очень большая проблема для России вообще, а в отношениях водителей и дорожной инспекции тем более. Практически у населения сложилось мнение, что при нарушении правил дорожного движения, каким бы это нарушение ни было, можно «откупиться». То есть за определенную сумму инспектор способен закрыть глаза на любое нарушение — всё определяет лишь сумма.

Конечно, есть ситуации, когда взятку не возьмут — но произойдет это не столь из идейных соображений, сколь в силу каких-либо иных факторов или обстоятельств — проверка, или же высокий риск раскрытия этого факта представителями другого ведомства. Безусловно, в ГИБДД есть, и немало, честных людей, настоящих профессионалов, но, тем не менее, близость к живым наличным деньгам и главное — простота их получения, могут сломать кого угодно. Не стоит также забывать и о том, что собранная с водителей «мзда» исправно поступает «наверх». В этом можно убедиться, посмотрев, какие автомобили стоят у практически каждого городского управления ГИБДД.

Поэтому неудивительно, что как правительство, объявившее борьбу с коррупцией чуть ли не национальной задачей, так и руководство МВД хочет сломить этот имидж ГИБДД как «взяточников». В связи с этим появляются разные проекты, и один из них — это установка видеокамер наблюдения. Камеры эти могут устанавливаться в автомобилях ДПС, а также в местах, где находятся посты ГИБДД, для скрытного видеонаблюдения за происходящим.

Вообще-то, в патрульных автомобилях будет установлено 2 камеры — одна для обзора и фиксации обстановки перед автомобилем, а вторая — в салоне. Причем министерство внутренних дел заявляет, что салонная камера предназначена не только для контроля случаев взяточничества, но и для того, чтобы не дать возможности ложно обвинить сотрудников инспекции в вымогании взятки. И конечно, вся запись будет фиксироваться на недоступном для самих инспекторов накопителе (это может быть как флеш-карта, так и жесткий диск).

Планируется закупить в таком оснащении автомобили двух марок — это Рено и Фиат. На службу они будут поставлены лишь после прохождения всесторонних испытаний и выявления дефектов. Если результаты будут положительны, то будет также организовано и серийное производство таких машин для ДПС. Стоимость их будет составлять от 700 (Рено) до 900 (Фиат) тысяч рублей.

Второе новшество — это установка видеокамер на местах патрулирования и постах ГИБДД. В этом случае цели те же самые — проконтролировать работу инспекторов и оградить их в ряде случаев от возможного хамства и необоснованных обвинений. При этом сам факт видеонаблюдения скрываться от сотрудников не будет, но как и где установлена камера — этого им сообщать не будут.

Но давайте попробуем разобраться, что же все эти меры дадут в реалиях нынешней России?

Первое, на что нужно обязательно обратить внимание, это то, что всякого рода «ограничительные» меры в русском менталитете отклика не найдут. Попросту говоря — узнав о видеонаблюдении, как инспекторы, так и сами нарушители будут придумывать способы, как это обойти. И можно быть уверенным, что такие способы будут найдены. Как ни печально, но во взятках заинтересованы часто не только инспекторы, но и сами водители. Ведь мало кто хочет в случае нарушения всей возни с оплатой штрафа, квитанциями и прочим. Проще сразу заплатить и поехать.

Второе. Коррумпированность структур ГИБДД очень велика, а это значит, что там очень живуч принцип «рука руку моет». Так что при внедрении систем видеонаблюдения доступ к этой информации получат, скорее всего, «нужные люди», и то, что неприглядно, будет просто стираться и заменяться подложной информацией. Даже возможно то, что видео будет применяться и для шантажа рядовых инспекторов, и для принуждения их «приносить больше» - то есть практически, сама по себе идея видеоконтроля может превратиться в полную противоположность.

Кроме всего прочего, нужно осознавать, что при тех объемах средств, что получают на взятках, возможны самые разнообразные способы обхода этого контроля. И на это не будут жалеть никаких сил — слишком уж большие деньги от взяток проходят через ГИБДД, и никто не захочет их терять. Поэтому введение видеонаблюдения за инспекторами и запись их действий эффективной будет лишь первое время. Потом будут найдены средства, способы и методы такой контроль обойти (уж что-что, а это у нас в стране умеют, тем более, когда речь идёт о немалых деньгах). И везде, где это только возможно, контроль будут обходить. Причем с высокой вероятностью инспекторам в этом «подыграют» и сами водители, ведь как уже отмечено выше, многие из них также заинтересованы в том, чтобы рассчитаться с инспектором, так сказать, «в частном порядке», и «решить вопрос на месте».

Так что введение видеоконтроля в борьбе со взяточничеством и коррупцией — не панацея. Однако в любом случае, уже само наличие такого контроля будет полезно во многих случаях, затрудняя процесс получения и передачи взятки. Конечно, не сразу, но водители тоже будут считаться с тем, что их общение с инспектором фиксируется, а следовательно, и вести себя будут несколько иначе. Камерами взяточничество не искоренить, для этого нужны более серьёзные меры, но если наличие камер даже просто снизит мздоимство на дорогах, это уже будет большой шаг вперед.

Оценка: 4 (оценок: 1)
Оценить:

Добавляю свой комментарий
Ваше имя:
Комментарий:
» Смайлы 
Анти-спам:
 
обновить изображение
Введите код изображенный на картинке: