В календаре Mitsubishi стало на одну красную дату больше – это очередная годовщина революции. Только в революции этой обошлось без жертв и рабоче-крестьянских толп со знаменами. На улицы городов японцы вывели новое поколение автомобиля для легальных уличных гонок – революционировавший Lancer Evolution. Попробуем понять, при чем тут историческая подоплека.
ВОСКРЕШЕНИЕ
К XXI веку японская компания подошла не в самой лучшей форме. Корпоративные скандалы и морально устаревший модельный ряд способствовали не только снижению оборотов, но и котировок акций на бирже. В столь нелегкое для себя время Mitsubishi лишилась и единственной палочки-выручалочки – партнерства с Daimler AG (на тот момент DaimlerChrysler). Немецкому концерну балласта в виде подразделения Chrysler, также переживавшего нелучшие времена, было достаточно. От второй ноши решено было отказаться.
У японцев было два пути: с самурайской стойкостью подумывать о харакири или предпринять абордаж. От скучного и устаревшего дизайна Mitsubishi отбилась в одночасье, представив поочередно несколько новинок: новые Colt, Lancer, Outlander и даже нишевый L200. И хотя из ряда вон футуристичными все эти новинки не назовешь (то ли дело новички от Mazda и Honda), дизайнеров японской марки явно прорвало.
По иронии судьбы в воскрешении из пепла Mitsubishi принял участие… увядающий Chrysler. Именно с этим концерном, тоже изрядно потрепанным автомобильным бумом, японцы решили сообразить на двоих. Я о единой платформе под названием Project Global, разработанной Mitsubishi в сотрудничестве с Chrysler, на которую японцы наскребли по сусекам многомиллионные инвестиции. На ней-то и решено было построить перспективные автомобили Mitsubishi. Первенцами стали Lancer и Outlander последнего поколения, похожие на своих предшественников, как бабочка на мотылька. Игра ва-банк, скажете вы. Возможно. Но, ей-богу, пока она приносит немалые барыши.
НОВАЯ ГЕНЕРАЦИЯ
Лед тронулся. И после успешных запусков все тех же Lancer и Outlander (особенно они приглянулись покупателям в Европе и России) настал черед борьбы со стереотипами. Задайтесь вопросом: с чем у вас до сих пор ассоциировался Lancer Evolution? Первое, что приходит на ум, – это драйверы, имитирующие уличные гонки. Тут же вспомнится и Impreza WRX STI от конкурирующей Subaru. Вместе эти автомобили создали класс легального стрит-рейсинга для реальных пацанов с достатком выше среднего. Оно и понятно, ведь свое имя и Lancer, и Impreza выковали в гонках знаменитого раллийного чемпионата WRC. После очередного этапа ралли впечатленные мальчишки только и мечтали о машинке, которая штампует купюры большого достоинства. Купюры для вожделенной покупки.
Но, говорят японцы, пришло время сказать себе «Стоп!» и создать альтернативу уличным гонкам, используя весь накопленный опыт инжиниринга. Во-первых, потому что спортивные версии авто сегодня не производит уже только ленивый, а значит, новизну свою идея гражданских спорткаров потеряла. А во-вторых, прибыль любой компании еще никогда не была слишком высокой – читай, пора засаживать за руль Evolution едва ли не первого встречного. На том и порешили.
В 2005 году стенд Mitsubishi на мотор-шоу в Токио уже украшал концепт нынешнего Lancer (Concept X), построенного на той самой платформе Project Global. А уже в 2007-м на автосалоне в Детройте был показан прототип того, о чем пойдет речь далее. Японцы особо подчеркивают: серийный автомобиль претерпел незначительные изменения, сохранив алюминиевые крылья и капот с вентиляционными прорезями и крышу. Так что крышу от внешнего вида новинки теперь сносит капитально.
ЭВОЛЮЦИЯ ИЛИ РЕВОЛЮЦИЯ?
Хромированная окантовка решетки радиатора, которая получила крупноячеистую сетку, еще более агрессивный обвес по кругу, задний бампер, переходящий в диффузор, сдвоенный выхлоп с хромированными наконечниками и огромный спойлер – все это уже стало классикой жанра. И все равно на новый Evolution смотришь не так, как на его предшественника, – с иным настроением. Думаю, тут дело в базе. Автомобиля стало явно больше, а судя по внешнему виду (это касается и гражданского Lancer X), он словно пытается выглядеть более статным.
Впрочем, свои догадки можем смело отбрасывать: в Mitsubishi прямым текстом заявляют, что решено было вильнуть на прощание хвостиком Subaru и устремиться в стан BMW M3 и Audi S4. Лихо, не правда ли? Только вот если с внешней атрибутикой (я забыл упомянуть 18-дюймовые колесные диски и огненно-красные тормозные суппорты Brembo) все более или менее понятно, то в салоне новинки хочется больше гламура. Гулять так гулять! Сиденья Recaro здесь пусть и с отличной боковой поддержкой, но не регулируются по высоте. Прибавьте сюда нерегулируемый по выносу руль (японцы не делают его по принципиальным соображениям, считая, что все отмерено тысячу раз), и вы поймете, что с первым встречным этому «японцу» найти общий язык, пожалуй, не удастся. В лучшем случае – со вторым. Да и ноу-хау Evo X до нашей страны докатятся не все. Мультимедиа-система топовой версии спорткара, включающая в себя акустику Rockford Fosgate мощностью 650 Вт, жесткий диск объемом 30 Гб и 7-дюймовый монитор в центральной консоли, которые так пригодились бы реальным парням за рулем этого почти люксового авто, вновь не про Россию. Так что довольствуйтесь запуском двигателя без ключа, место которого заняла своеобразная имитация из пластмассы.
ВЫЕХАТЬ НА СИСТЕМАХ
Но это, конечно же, не все. Когда я говорил о многолетнем опыте японцев по части постройки подобных авто, который они применили в Evolution X, я не лукавил. Практически вся техническая начинка нового автомобиля проверена временем и закалена в боевых условиях. Возьмем тот же мотор. Отработанные на 2-литровом турбированном предшественнике под кодовым названием 4G63 технологии были доработаны и в новой интерпретации 4B11 лишь добавили экспрессии. Теперь Lancer обладает тягой в 366 Нм против прежних 355 и мощностью в 295 «лошадей» (ранее 280). К тому же за счет полностью алюминиевой конструкции мотор «похудел» на 12 кг и теперь, кажется, готов на подвиги. Но не спешите быть столь требовательными. Не забывайте, что в целом укрупнившийся седан «поправился» на добрый центнер, так что разгон до «сотни» на механической трансмиссии (в новом поколении Evo располагает лишь пятью передачами) сократился всего на три десятых секунды.
Но главная интрига Evolution X кроется вовсе не в моторе. Для любителей совместить несовместимое – комфорт и динамику – японцы приготовили первую в истории марки двухдисковую автоматическую коробку Twin Clutch SST. Пусть в ускорении до 100 км/ч она проигрывает своему механическому собрату, зато по разгону с ходу (от 60 до 100 км/ч) может дать ему фору в пару секунд. Но это еще не все. Ваши аппетиты относительно динамики готовы удовлетворить сразу три режима переключения передач. В вялотекущем городском потоке вполне сгодится режим Normal. Чтобы не беспокоить ваш вестибулярный аппарат, трансмиссия максимально плавно перебирает шестью имеющимися передачами. Но стоит в этом потоке образоваться простору, как ваши пальцы тянутся к переключению коробки в режим Sport. Благо для этого остановки автомобиля не требуется. Теперь Evo позволяет себе если не все, то многое. При активном торможении даже появляется некий намек на перегазовку при ассистировании двигателем для более эффективного замедления.
Все ничего, если бы не одно но. В Испании, где проходил тест-драйв новинки, явно повеяло скандинавским ветром, так что езда с ветерком и там нынче карается жестко. Потому новость о возможности теста автомобиля на гоночном треке Guadix неподалеку от Гранады стала просто манной небесной. Тут-то и пригодился третий режим – Super Sport – новой коробки Mitsubishi. Автомобиль, как говорится, словно подменили. Устремляющаяся при интенсивном разгоне к предельным оборотам стрелка тахометра, леденящий кровь рев 2-литрового турбомотора и перегрузки тела в поворотах – вот что с нами началось. Недаром организаторы отговаривали от использования Super Sport на дорогах общего пользования, недаром переключиться на этот режим можно, лишь полностью остановив машину.
БОЛЬШЕ ДРАЙВА
А для тех, кто предпочитает маневрировать на грани, предусмотрен ручной режим выбора передач с манипуляцией ими при помощи подрулевых лепестков. Впрочем, Twin Clutch SST – тот редкий случай, когда лучше довериться электронике. Надежно и голова не болит. Кстати, с такой коробкой в ближайшем будущем будет доступен и Outlander XL, укомплектованный мотором объемом 2,2 л.
Но даже самой чудной трансмиссии без ассистентов не обойтись. В нашем случае мы имеем сразу несколько вспомогательных систем, не лишних даже для искушенных драйверов. Наиболее впечатляющей на фоне прочих выглядит работа системы Active Yaw Control, которая дозирует в поворотах крутящий момент на задней оси вплоть до соотношения 30/70, доворачивая заднее наружное колесо в повороте для лучшего входа и выхода из виража. Словом, говоря по-русски, настоящий йоу-контроль, который бдит всегда, чтобы даже мало-мальски азартное «Йоу!» вдруг не превратилось в досадное «Упс!». Думаю, более точного обозначения этой системы для целевой аудитории Evo и не придумаешь.
А чтобы у природы не было плохой погоды, японцы снабдили Lancer системой полного привода S-AWC, в которой реализованы три режима: Tarmac (для сухих и ровных покрытий), Gravel (гравийные участки дороги) и Snow (для зимних условий). Все это дело приправили активным центральным дифференциалом, который распределяет крутящий момент между передней и задней осями.
Так что осталось дождаться конца июня, когда первые экземпляры новинки доедут до дилерских центров Mitsubishi в России. Согласно планам менеджмента японской марки, в Европе ежегодно будет продаваться никак не меньше 3 тыс. автомобилей (напомним, в 2006 году этот показатель составил 2575 единиц), причем на долю версии с коробкой Twin Clutch SST придется 85% продаж.
На момент подготовки номера в печать был известен лишь примерный диапазон цен на Evo X: в зависимости от комплектации за него придется выложить нынче от 1,4 до 1,67 млн рублей. Так что спешим штамповать купюры для заветной покупки.
Гранада – Москва
ТОКИЙСКИЙ ДРИФТ
История модели Lancer уходит своими корнями в далекий 1973-й. Уже спустя год после появления на рынке автомобиль под названием Lancer 1600 GSR принял участие в ралли «Восточно-Африканское сафари». А эпоха Lancer Evolution началась в октябре 1992 года с появления первых RS и GSR Evolution. До марта 2005-го, когда на рынок был выведен Evolution IX, сменилось аж девять поколений этого сопрткара. И вот встречайте – новый Lancer Evolution X!
MITSUBISHI LANCER EVOLUTION X
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОЛЕСНАЯ БАЗА, мм 2650
ДЛИНА/ШИРИНА/ВЫСОТА, мм 4505×1810×1480
ДОРОЖНЫЙ ПРОСВЕТ, мм 140
СНАРЯЖЕННАЯ МАССА, кг 1600
ДВИГАТЕЛЬ R4, бензиновый, турбо
РАБОЧИЙ ОБЪЕМ, см3 1998
МАКСИМАЛЬНАЯ МОЩНОСТЬ, л.с./об/мин 295/6500
МАКСИМАЛЬНЫЙ КРУТЯЩИЙ МОМЕНТ, Нм/об/мин 366/3500
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 6АТ
МАКСИМАЛЬНАЯ СКОРОСТЬ, км/ч 242
ВРЕМЯ РАЗГОНА 0–100 км/ч, с 6,3
РАСХОД ТОПЛИВА на 100 км в городе, л 13,9
ЦЕНА, руб. нет данных
– Резвый мотор, отточенные реакции колес на манипуляции рулем и всевозможные настройки полного привода и трансмиссии
– Потяжелевший кузов и увеличенная комфорта ради колесная база не дают покоя при активном вхождении в повороты
В БОРЬБЕ ЗА КЛИЕНТОВ EVOLUTION ОТКАЗАЛСЯ ОТ ГОНОЧНЫХ АМБИЦИЙ. ПРАВДА, НЕ ВСЕХ