Подержанных японских автомобилей с каждым годом продается все больше
Добавлено: 08.05.2008
Подержанные японские автомобили старше 3-х лет по-прежнему пользуются спросом среди россиян. При Почти каждая третья ввезенная в Россию б/у иномарка — это Toyota, каждая пятая — Nissan. Европейские модели в подержанном состоянии россияне покупают намного реже.
Основной объем импорта подержанных машин в Россию приходится на японские марки, говорится в исследовании аналитического агентства «Автостат». Согласно его данным, в прошлом году в Россию было ввезено около 325 тыс. легковых автомобилей в возрасте старше 3-х лет.
Самой популярной маркой среди импортного секонд-хенда является Toyota. Каждая третья б/у иномарка, ввезенная в Россию, — Toyota, каждая пятая — Nissan. На третьем месте по популярности в России среди иномарок старше 3-х лет Honda, на четвертом — Mazda, а на пятом — Mitsubishi. Из Японии также везут подержанные модели Suzuki и Subaru, но уже в меньших количествах. Их доля составляет примерно около 3%. Всего же на долю японских брендов приходится почти 85% от общего объема импорта секонд-хенда. И всего лишь 15% составляют автомобили европейских производителей.
Европейские модели автомобилей россияне предпочитают покупать не в б/у состоянии, а новыми. По словам директора агентства «Автостат» Сергея Целикова, среди европейцев можно выделить всего несколько марок, ввоз которых имеет более-менее значимые объемы — это Opel, Ford и Volkswagen. Ежегодно импортируется всего по 10-15 тыс. каждой их этих модели. На российский рынок продолжают ввозиться и более дорогие марки в б/у состоянии — немецкие Mercedes-Benz, BMW и Audi. Но их объемы не превышают 2-3 тыс.штук в год.
Японцы рулят
Японские производители стали основными хозяевами рынка подержанных иномарок. В основном они импортируются через дальневосточные порты. Большинство из них являются праворульными. По информации пресс-службы Дальневосточного таможенного управления, только в прошлом месяце через Владивостокскую таможню ввезено 31,5 тыс автомобилей, что на 29% больше, чем в апреле прошлого года. Большинство из автомобилей, ввезенных из Японии и Южной Кореи — с правым рулем.
Неудивительно, что по итогам прошлого года, после отечественных Lada именно японская Toyota занимает лидирующие позиции в российском автопарке. Более половины парка Toyota (около 65%) сосредоточено на Дальнем Востоке и в Сибири.
Если отношение российского правительства не изменится к «правому рулю», то японцы еще долго будет лидировать в России. По прогнозу «Автостат», через четыре года количество машин только одной японской Toyota может удвоится — с 1,66 млн штук в 2007 году до 3 млн автомобилей к 2012 году.
Праворульные войны
Правительство уже несколько лет пытается бороться с «праворульными» иномарками. На этой неделе в очередной раз зазвучали призывы запретить эти автомобили в России. Как писал RB.ru, сенатор и бывший глава ГИБДД Владимир Федоров недавно заявил о необходимости запретить регистрацию в России автомобилей с правым рулем. По его словам, запрет планируется прописать в специальном федеральном законе о сертификации автомобилей, концепция которого уже разработана.
Впрочем, хватит ли правительству смелости принять такой закон, неясно. До сих пор дальше заявлений дело не доходило. Впервые возможность запрета автомобилей с правым рулем начала обсуждаться в мае 2005 года на заседании правительства РФ. В ответ владельцы праворульных автомобилей создали общероссийское движение автомобилистов «Свобода выбора» и провели ряд масштабных общероссийских акций протеста. Это усмирило чиновников, и они перестали настаивать на запрете праворульных машин.
Вторая попытка избавиться от праворульных иномарок была предпринята осенью 2006 года. Тогда в Госдуму был внесен документ, предусматривающий ограничения ввоза в Россию и эксплуатацию праворульных авто. Эта инициатива исходила от известного уже своей нелюбовью к «праворульным» сенатора Владимира Федорова. Такая новость вызвала волну протестов на Дальнем Востоке. В декабре 2006 года несколько сот автовладельцев проехали по Владивостоку в колонне с включенными фарами и звуковым сигналом. Чиновники снова пошли на попятную.
Новая попытка Федорова «усмирить» праворульные иномарки также может обострить социальную обстановку в регионе и вызвать массовые акции протеста. Об этом вчера заговорили лидеры общественного движения автомобилистов в Приморье.
Так просто справиться с правым рулем невозможно. Только во Владивостоке в автомобильном бизнесе занято около 150 тыс. человек. Отток населения из края итак постоянный. Только за последние полгода в поисках лучшей жизни в другие регионы уехало более 3,4 тыс человек. Лишив многих приморцев работы в автомобильном бизнесе, поток миграции из края может совсем выйти из-под контроля.
Ситуацию с праворульными машинами в регионе могла бы исправить только организация нескольких автомобильных производств на Дальнем Востоке. Однако те же Toyota и Nissan строят свои заводы под Питером. Даже дилеры понимают, что на Дальнем Востоке — совершенно особый собственный автомобильный мир, в котором место есть только для праворульных, и со своим уставом туда лучше не соваться.