Горьковский Автомобильный Завод (ГАЗ) является одним из тех предприятий, о судьбе и прекрасном будущем которых еще относительно недавно можно было говорить лишь в позитивном ключе. Нынешние же экономические реалии заставляют задуматься о судьбе таких заводов – в связи с экономическим кризисом и ростом конкуренции на автомобильном рынке они испытывают очень и очень непростые времена.
Предприятие входит в состав обьединения „Группа ГАЗ“, что дало возможность консолидировать усилия нескольких автопроизводителей и таким образом не только сделать производство и финансирование более эффективным, но и расширить ассортимент продукции разноплановыми изделиями, например не только грузовыми и легковыми автомобилями, но и автобусами (ПАЗ, ЛИАЗ).
В 2005 году было налажено серийное производство грузовиков „Валдай“ (ГАЗ-3310), что расширило гамму продукции предприятия, причем этот грузовик может производиться в нескольких вариантах, что дает возможность получить большее количество потенциальных покупателей. Так что заводу есть, что предложить покупателям – ведь спектр его продукции достаточно широк.
Заслуживает внимания также и новый проект – автомобиль Volga Siber, о котором в последнее время говорят достаточно много. Это современный автомобиль среднего класса, на который завод делает ставку в сегменте легковых автомобилей.
Участвует завод и в тендерах - так, были поставлены 1150 школьных микроавтобусов „ГАЗель“ в рамках национального проекта „Образование“, а также автомобилей „скорой помощи“ на базе все той же „ГАЗели“.
Тем не менее, несмотря на кажущееся благополучие, ситуация на предприятии далека от идеальной, даже скорее наоборот – ее можно охарактеризовать как сложную. В первую очередь, связано это с тем, что предприятие имеет колоссальные долги. Как отмечает губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев, ситуация на ГАЗе – это самая серьезная проблема всей области. Сумма всех взятых заводом кредитов составляет порядка 42 миллиардов рублей, причем этот долг требует реструктуризации, что и запланировано на одном из совещаний по экономике в Нижегородской области.
Несмотря на меры по поддержке автопрома, предпринимаемые правительством РФ, ситуация на ГАЗе остается стабильно сложной. При этом, что очень важно, в 2008 году был сильно снижен государственный заказ, что, естественно, негативно повлияло на общую ситуацию на заводе. Было принято решение о создании рабочей группы для анализа спроса на автомобильную продукцию. По мнению Шанцева, проблемы на ГАЗе вызваны тем, что вследствие кризиса спрос на автомобили сильно снизился, что привело к недополучению заводом прибыли. Так, за сентябрь выручка составляла 17 миллиардов рублей, а уже в ноябре она упала до 6 миллиардов, так что ухудшение ситуации налицо.
В итоге в 2009 году 11 из 13 банков-кредиторов ГАЗа подписали соглашение о реструктуризации долга предприятия. Однако, несмотря на это, руководством завода принято решение сократить на предприятиях Группы ГАЗ порядка семи тысяч рабочих мест. Это связано с повышением эффективности производства. Сокращения должны быть закончены к августу 2009 года, и под это разработан ряд социальных программ руководством области по обеспечению занятости населения.
Скачкообразного улучшения ситуации на заводе не наблюдается, и это закономерно. Вызванное кризисом снижение производства, а следовательно доходности во многих областях промышленности вызвало сильное снижение спроса на автомобили, что конечно прочувствовали на себе все автопроизводители, в том числе и ГАЗ.
Перспективы предприятия также нельзя оценить как однозначно положительные. Так, проект Volga Siber не принес того дохода, который ожидался – и предложение, увы, по-прежнему превышает спрос.
С другой стороны – правительство проявляет заботу к автогиганту, понимая, что банкротство таких предприятий опасно не только экономически, но и социально. Потому правительство РФ, помимо прямых финансовых вливаний в завод, будет также обеспечивать его государственным заказом на автотехнику, благо что в производственной гамме завода есть немало именно коммерческой техники, которую государству есть смысл приобретать – это и грузовики, и небольшие микроавтобусы, и даже военный внедорожник.
Нужно отметить, что руководство завода также принимает свои меры по выводу завода из тяжелой ситуации. На 2009 год разработана программа сокращения издержек с эффектом 3 миллиарда рублей, программы повышения квалификации персонала, производство товаров с более высокой рентабельностью и другие меры.
Кроме этого, запланировано снизить цену на автомобили. Одним из результатов этого стала готовность ГАЗа к выпуску в 2009 году бюджетного варианта „ГАЗели“ за цену порядка шести тысяч долларов, что обеспечит сильный удар по конкурентам, в лице, прежде всего, корейских фирм.
Так что при сбалансированном проведении в жизнь антикризисных мер, правильном, и главное эффективном реструктурировании долгов предприятия, и повышении экономической эффективности производства, правильной (и агрессивной) ценовой политике у ГАЗа есть все шансы пережить сложное время. При этом гарантии, предоставленные правительством России, позволят заводу выйти на уровень 2008 года, что очень неплохо для общей ситуации, сложившейся в автопроме.